Выбор самосвала: гид по характеристикам и производителям

Самосвалом называют крупногабаритный автомобиль с платформой, в которой перевозят сыпучие материалы, грунт, полезные ископаемые и другие грузы. Технику используют в строительстве, сфере коммунального хозяйства, ремонте дорог, нефтедобыче, горной промышленности и других отраслях.

Есть десятки критериев, по которым самосвалы отличаются друг от друга. Мы рассмотрим главные, а также упомянем известных производителей техники. 

Самосвалы: классификация и характеристики

Самосвалы принято разделять на четыре группы:

Дорожные.

Грузоподъемность не превышает 40 тонн, поэтому техника может перемещаться по дорогам общего пользования без угрозы их разрушения. Недостаток моделей — низкая проходимость по мягкому грунту и бездорожью. 

Карьерные.

Платформа такого самосвала вмещает сотни тонн груза. Например, легендарный «БелАЗ-75710» перевозит до 450 тонн. Техника плохо маневрирует и медленно ездит, зато имеют высочайшую проходимость. 

Сочлененные.

Имеют шарнирно-сочлененную раму, соединяющую кабину и кузов. Сочлененные самосвалы еще называют землевозами. Хорошая проходимость в этих грузовиках сочетается с маневренностью. Техника перевозит до 50 тонн на скорости до 60 км/ч.

Подземные.

Это тягачи с прицепом на двойной шарнирной сцепке. От обычных самосвалов отличаются минимальным градусом наклона ствола (элемента, поднимающего/опускающего платформу). Грузоподъемность моделей достигает 40 тонн. 

Перечень главных характеристик у самосвалов повторяется независимо от модели. Помимо грузоподъемности, это:

  • снаряженная масса (вес техники без груза);
  • полная масса (вес техники с грузом);
  • скорость движения (у дорожных моделей — до 70 км/ч);
  • объем платформы (40 тоннам груза обычно соответствует 23-25 куб. м);
  • число мостов (2, 3 или 4);
  • мощность двигателя (обычно от 200 до 700 л.с.);
  • тип коробки передач (как у легковых авто, КПП бывает автоматической и механической).

Некоторые модели грузовиков совместимы с навесным оборудованием. Например, дозаторами, которые стопорят борт при его опрокидывании для более аккуратной разгрузки.

Как выбрать самосвал: главные критерии

Разбираться в характеристиках техники недостаточно — на ее производительность повлияют еще десятки факторов. Удобство и эффективность работы будут определять конструктивные особенности. Ниже мы подобрали экспертные советы, которые помогут взглянуть на выбор самосвала чуть шире.

Выбор направления выгрузки.

Платформа самосвала разгружается назад, вбок или на три стороны. Первый вариант подойдет для перевозки сыпучих материалов. Второй — если на платформе доставляют длинные пиломатериалы (брус, доска и т. п.) — при боковой выгрузке риск их порчи меньше. Самосвалы с трехсторонней выгрузкой подходят под обе задачи, но стоят дороже обычных. 

Импортный или российский производитель.

В пользу первого говорит высокое качество, экономичность, надежность конструкции. Российские самосвалы предпочтительнее по цене, доступности запчастей, относительно развитому сервису.

Колесная формула.

Чем больше осей у самосвала, тем он дороже. Экономить на колесной формуле нельзя — от нее зависит устойчивость техники в сложных условиях эксплуатации. Если рабочая площадка выровнена хорошо, достаточно 6х4. Если плохо, то подойдет формула 8х4 — у нее больше запас грузоподъемности. 

Ремонтопригодность.

Определяется сложностью конструкции самосвала. Например, если капот или бампер состоят из нескольких деталей (панелей), то при повреждении их легко заменить. Если менять капот или бампер целиком, это будет дороже. 

Наличие пневмоподвески.

Выигрывает у рессорной по нескольким пунктам. Во-первых, пневмоподвеска защищает самосвал от колебаний после ударов, толчков, механических воздействий. Во-вторых, ее жесткость подстраивается под условия движения и нагрузку. В-третьих, ход у самосвала с пневмоподвеской всегда более плавный — даже при езде по плохой дороге. 

Широкопрофильные шины. 

Некоторые производители грузовиков предлагают их опционально вместо двойных задних шин. Широкопрофильные аналоги легче, а площадь их контакта с поверхностью больше. Они слабее давят на грунт и меньше в него проваливаются. Это повышает безопасность действий при полной загрузке. 

Тип платформы

Распространены четыре вида:

  • «прямоугольник»;
  • «эллипс»;
  • «корыто»;
  • «совок» — решение для карьерных самосвалов.

Оптимальной платформой для самосвала является «корыто», нечто среднее между прямоугольным и эллиптическим кузовом. У «корыта» нет углов, в которых застрянет груз, а внутренний объем используется рациональнее. 

Производители самосвалов: краткий обзор

Отечественные бренды популярны на российском рынке спецтехники. Высок спрос на самосвалы «КамАЗ», «Урал», «ГАЗ», «МРМЗ», «Тонар», «МАЗ» и другие. 

Европейских брендов, представленных в РФ, намного больше. Самые популярные марки — Liebherr (Германия), Iveco (Италия), Tatra (Чехия). 

Азиатские производители тоже не отстают — после ухода западных брендов они усиленно продвигают свою технику в РФ. Известность набирают китайские самосвалы Hongyan, FAW, Dongfeng; спрос на японский Isuzu и южнокорейский Hyundai есть уже давно. 

Для понимания отличий в характеристиках приводим таблицу. В ней представлено по два российских, два китайских, один немецкий, один корейский грузовик. 

Модель КамАЗ 65115 Урал 63621 Hyundai HD 370 Liebherr TA 230 Litronic FAW 3310  Shacman SX3314JS366 
Грузоподъемность, т 15 18 28 30 32 16,3
Вместительность кузова, куб. м 8,5 11 16 18 25 21,5
Мощность двигателя, кВт 191 294 279 270 235 266
Колесная формула 6х4 6х6 8х4 6х6 8х4 8х4
Максимальная скорость, км/ч 80 96 94 57 90 90

Прогнозы о популярности самосвалов в ближайшие годы очевидны. Места ушедших западных брендов займут производители России и Китая, более доступные по цене и возможностям обслуживания. Ввиду экономичности содержания техники продажи самосвалов будут расти. 

Похожие Записи