Российский рынок грузового транспорта: актуальные тренды и прогнозы на будущее

Логистическая отрасль России адаптируется к вызовам, с которыми столкнулась за последние 2-3 года. Помогает этому и приспособляемость рынка грузового транспорта к различным изменениям. С ростом спроса на внутренние перевозки, переориентацией международных грузопотоков с запада на восток и цифровизацией стало очевидно, что отрасль уже не будет прежней.

Что происходит в индустрии грузовиков сегодня? Рассказываем о текущей ситуации и прогнозируем ее будущее.

Статистические данные

В середине февраля 2024-го года состоялся форум «Автомобильный рынок России. Тренды и прогнозы», на котором выступил заместитель начальника аналитического отдела агентства «Автостат» Виктор Пушкарев. Он подтвердил, что индустрия растет; это видно даже по количеству проданных в 2023-м году единиц коммерческого транспорта — более 250 тысяч штук. Половина из них пришлась на крупнотоннажные грузовики, на среднетоннажники — лишь 7 % продаж. Прирост составил 71 % и 21 % соответственно; это стало рекордным показателем для индустрии с 2019-го года.

Еще некоторые цифры, озвученные представителем «Автостата»:

среднетоннажные грузовики российского производства востребованы больше китайских — их доли составляют 72 % и 21 %;
на рынке крупнотоннажников ситуация обратная: на «китайцев» приходится 66 % рынка, на бренды РФ — только 28 %;
лидерами по продажам среди крупнотоннажных авто стали КамАЗ, Sitrak, Shacman (продано 25,8 / 23,6 / 20,7 тыс. единиц);
лидерами по продажам среди среднетоннажных авто стали ГАЗ, КамАЗ, JAC (6913 / 5183 / 2430 штук);
прогнозируемый рост для рынка средне- и крупнотоннажных грузовиков на 2024-й год составляет +11 % и +5 %.

Лидерами продаж по типу кузова стали седельные тягачи. Второе место заняли самосвалы, третье — группа узкоспециализированных грузовиков для различных производственных задач.

Предпосылки к росту и актуальные тенденции

Главным стимулом к развитию российских логистических компаний станет масштабирование внутренних перевозок. Спрос на них за 2023-й год увеличился на 61 %. Объем сборных грузов с апреля по декабрь вырос на 22 %.

Вторым стимулом станет развитие маркетплейсов и электронной торговли. Количество обработанных заказов в e-commerce увеличилось на 42 %. К 2025-му году оно может увеличиться еще вдвое. Третья предпосылка к росту — развитие российской промышленности и ее потребность в быстрой доставке продукции по стране.

Помимо предсказуемого роста товарооборота, в сфере грузового транспорта наблюдается еще ряд тенденций:

Сокращение сроков доставки.

Для достижения целей перевозчики будут покупать более современные грузовики, перестраивать бизнес-процессы, оптимизировать маршруты (в т.ч. пользоваться платными трассами).

Цифровизация.

Она прямо влияет на эффективность бизнеса, т. к. оптимизирует различные процессы, сокращает издержки, сокращает сроки обработки и доставки заказов. В тренде будут грузовики, оснащенные вспомогательными системами вроде автопилота.

Консолидация транспортных компаний.

Объединение молодых перевозчиков с крупными игроками — взаимовыгодная практика. Являясь частью именитого бренда, новичкам рынка проще развиваться и увеличивать прибыль. Крупный же бизнес с помощью молодых партнеров нарастит операционные мощности и увеличит прибыль. Очевидно, спрос будет как на среднетоннажные авто, так и на крупнотоннажники.

Усиление клиентоориентированности.

Компании вынуждены бороться за покупателей, т. к. лояльность последних определяет прибыль. Стоимость услуг для заказчиков сегодня уходит на второй план — более важными они считают своевременность доставки и сохранность продукции. Это легко обеспечить, используя надежный и быстрый транспорт.

Прогнозы экспертов оптимистичны: сегмент грузовых автомобилей будет развиваться в 2024-м году. При этом лидерами продаж будут Китай и Россия.

Похожие Записи