Экологичные грузовики: будущее транспорта

Автотранспорт был и остается главным загрязнителем атмосферы. Однако экологические нормы постоянно ужесточаются, и производители вынуждены их придерживаться. Некоторые модернизируют двигатели, снижая количество выбросов, другие переориентируют производство дизельных грузовиков на электротранспорт. Так растет число экологически чистых, безопасных машин.

Даже в России доступны сотни наименований техники, работающей на альтернативных видах топлива. Рассказываем, какие решения по экологии грузовой индустрии предлагают ведущие производители.

Альтернативные виды топлива — что это?

Обобщенно так называют горючее, которое менее вредно для атмосферы, чем бензин или дизель. К альтернативным видам топлива относят:

  • биодизель — смесь моноалкильных жирных кислот; обычно выступает биологической добавкой к обычному дизелю;
  • этанол — органическое соединение из класса одноатомных спиртов;
  • гидрированное растительное масло — продукт переработки отработанного растительного масла, рапсовых семян, животных жиров;
  • метан — природный газ;
  • биогаз — газ, получаемый метановым/водородным брожением биомассы;
  • электричество.

Также активно разрабатываются комбинированные решения — например, грузовики с гибридными двигателями. В них дизельный/бензиновый ДВС сосуществует с электромотором. 

Подобные инновации в грузоперевозках появились давно. Например, Volvo еще в 2011 году презентовала грузовик FE Hybrid. Итогом внедрения в автомобиль гибридного двигателя стала экономия топлива до 50% и снижение эмиссии отработавших газов до 30%. 

Очевидно, грузовик с двумя типами моторов расходует меньше горючего и наносит меньший урон атмосфере. Потому что при активации электромотора выработка вредных выхлопных газов от бензина или дизеля прекращается. 

Преимущества электротранспорта в грузоперевозках

Кроме отсутствия дыма, отработавших газов и содержащихся в них токсинах плюсами электрокаров являются:

  • экономия на топливе (электричество и газ стоят дешевле бензина с дизелем);
  • более высокий КПД мотора, энергия которого тратится только на передвижение;
  • низкий уровень шума;
  • минимальный износ комплектующих мотора, у которого нет трущихся деталей;
  • на некоторых станциях зарядить грузовик можно бесплатно.

Сегодня трендам соответствуют те компании, которые используют экологичные грузовики. Под трендами здесь понимается забота об экологии и уважение к гражданам, здоровью которых вредит шум и вредные выхлопы автотранспорта. 

Увы, электрогрузовики не лишены недостатков. Во-первых, экологически чистых на 100% автомобилей не существует — даже выработка электричества требует потребления угля, нефти или других ресурсов. Во-вторых, пробег электрогрузовиков пока очень мал по сравнению с дизельными машинами. Если седельный тягач с ДВС проезжает 1300..1600 км без дозаправки, то самые передовые электрогрузовики едва дотягивают до 600..800 км. Третий минус — неразвитая сеть зарядных станций. Четвертый — высокая стоимость грузовиков, непосильная для многих компаний. Кроме того, возможности эксплуатации электрогрузовиков зимой весьма ограничены. 

Производители экологичного транспорта

У каждого знаменитого бренда в линейке есть хотя бы один грузовик, работающий на альтернативном топливе. Мы рассмотрим пять из них.

  • Tesla

Детище Илона Маска разработало седельный электротягач Tesla Semi. На одном заряде грузовик проезжает до 800 км, а до 100 км/ч разгоняется всего за 20 секунд. Модель оборудована системами безопасности и автопилотом, которые защищают всех участников дорожного движения.

Tesla Semi Truck at Supercharger station
  • Volvo

Шведский гигант разработал модель FH LNG — тягач, работающий на сжиженном природном газе. В ходе эксплуатации грузовик выбрасывает в атмосферу минимальное количество углекислого газа и оксида азота. 

Мощность газового мотора составляет 420..460 л.с. Этого достаточно, чтобы тягач без остановки проехал более 700 км.

  • Daimler

Немецкий производитель, ныне входящий в Mercedes-Benz Group AG, поставлял электрические грузовики Freightliner eCascadia. Он хоть и не демонстрировал внушительной дальности хода (400 км), зато заряжался до 80% всего за полтора часа. 

  • DAF

Голландский производитель одним из первых начал следить за экологической безопасностью своих грузовиков. В тягачах используется биотопливо и газ, исследуются другие варианты безопасного топлива. 

Тягач DAF XF оснащен мощным двигателем Paccar MX. У последнего имеются системы и фильтры, снижающие выбросы оксидов азота и твердых частиц в атмосферу. 

  • Iveco

Итальянский бренд тоже не отстает. Тягач Iveco S-Way был признан самым экологичным грузовиком 2021 года. Он оснащен мотором, который на 100% работает на природном газе. Газ можно заместить на биометан — тогда выбросы упомянутых веществ упадут почти до нуля. 

Перспективы развития грузовиков на альтернативном топливе

Сегодня в среде производителей, логистов и бизнеса, связанных с грузоперевозками, наблюдаются следующие возможности:

  • производство и сертификация газовых двигателей стандарта «Евро-6» и «Евро-7» (на основе моторов «Евро-5»);
  • повышение емкости аккумуляторов и мощности электродвигателей для достижения дальности хода, сопоставимой с дизельными грузовиками;
  • повсеместное увеличение числа зарядных станций;
  • переориентация логистики на менее длинные поездки машин — в этом случае перевозчики предпочтут электрогрузовик, а не аналог с ДВС;
  • повышение доступности электротранспорта для широкого круга потребителей (т. е. снижение цен).

Для России перспективным направлением является развитие газового транспорта. Метан и природный газ — доступная альтернативная энергия, запасы которой в РФ превышают треть мировых запасов. Их, в отличие от нефтепродуктов, дешевле перерабатывать, а расходуются при движении грузовика они медленнее. 

Похожие Записи