Грузовые автомобили с автопилотом: перспективы автономной перевозки

Задача любой инновации, внедряемой в коммерческий транспорт — повышение маржинальности (рост прибыли при снижении затрат). Разработка автопилота в этом плане весьма обнадеживает участников междугородних перевозок. Электронике не нужно платить зарплату, отчислять за нее взносы в пенсионный фонд, выделять деньги на питание; так можно прилично сэкономить.
Как далеко продвинулись разработчики автопилотов в грузовых автомобилях? В чем преимущества устройств и какие вызовы для них существуют? Освещаем тему с нескольких сторон.

Как работает автопилот

Функция автопилота превращает обычный автомобиль в беспилотное транспортное средство. Оно едет и маневрирует, опираясь на показания датчиков, камер и радаров. Данные с них передаются программному комплексу на базе искусственного интеллекта. Последний принимает решения, исходя из дорожной ситуации и заложенных в нем моделей действий.

Современные автопилоты распознают разметку, различают однополосные и двухполосные дороги, стационарные и подвижные объекты, пешеходов, информацию с дорожных знаков. Также автомобили обучены взаимодействовать с другими участниками движения — например, держаться на безопасной дистанции от едущего впереди автомобиля.

Несмотря на применяемые технологии в грузоперевозках, граждане им пока не доверяют. Опрос компании «АльфаСтрахование» показал, что 31,8 % россиян боятся беспилотных авто. При этом треть опрошенных все же уверена, что будущее грузовых автомобилей, как и легковушек — в беспилотниках.

Преимущества автономных грузовиков

Выделим три очевидных и два менее заметных преимущества

Сокращение сроков поставок товаров

Водитель обязан соблюдать режим труда и отдыха. По ходу междугородной перевозки он остановится как минимум на сон и прием пищи. Автопилоту это не требуется.

Исключение человеческого фактора как причины ДТП

Водитель бывает уставшим или нездоровым. Из-за этого он теряет концентрацию и становится причиной ДТП. Искусственному интеллекту переутомление не грозит.

Экономия издержек

Электронные системы при движении придерживаются равномерного режима работы. По предварительным расчетам, автопилот в грузовике сэкономит не менее 30 % топлива, что приятно удешевит перевозку.

Безопасность при маневрировании на небольшой площади

Замечено, что грузовик с автопилотом лучше справляется с подъездом к разгрузочной рампе, причем без помощи человека. Причина — отсутствие слепых зон за счет кругового обзора (камерами и датчиками).

Снижение издержек на амортизацию при использовании на складе

Дальние перевозки в беспилотном режиме пока лишь тестируются. На складских же комплексах техника с автопилотом уже доказала свою эффективность.

Проезд беспилотного тягача по трассе М11 «Нева», ставший первым в России.

Технологии автоматического управления транспортом совершенствуются постоянно, но пока не могут применяться массово. Потому что перед автономными грузовиками стоит ряд вызовов.

Четыре проблемы грузовых автопилотов

Высокая стоимость

Предполагается, что грузовики с автопилотом будут стоить на четверть дороже электрогрузовика, управляемого человеком. Однако с ростом популярности технологий, повсеместностью внедрения и удешевлением комплектующих они подешевеют.

Низкая безопасность

Даже автопилот, внедренный в электрокары Tesla и протестированный десятки раз, с 2019 по 2023 год поучаствовал в 736 авариях и унес жизни 17 человек. При этом эксперты признают, что «Тесла» ближе всех подошла к реализации полного автопилота. Наверняка с грузовиками поначалу будет похожая история.

Сложность изменения общественного мнения

Выше мы упоминали о мнении россиян насчет автономных перевозок. Чтобы изменить позицию масс, понадобится не одно десятилетие, как это было с автоматическими коробками передач.

Возможность потери контроля над автомобилем

Новые функции поначалу неудобны — речь о кнопках, рукоятках, иных управляющих органах. Начинающий водитель, не освоившись в функциях беспилотного автомобиля, может в экстренной ситуации нажать не ту кнопку или активировать ненужную опцию. Итоги волнения за рулем бывают плачевны.

Однако к любым изменениям можно адаптироваться — так когда-то было с автоматическими коробками передач. Беспилотные грузовики через десятки лет наверняка станут привычным явлением на российских дорогах.

Производители грузовиков с автопилотом

В развитых странах беспилотниками занимаются даже малоизвестные компании. Вот достижения некоторых из них только за 2022 год:

  • Farizon Auto, дочерняя компания Geely, представила беспилотный тягач Homtruck Cabless Truck, на шасси которого строятся модели разных размеров, форматов, приводов;
  • Embark (США) представила автопилот для грузовика, который сам предъявляет документы полиции;
  • в Швейцарии дан зеленый свет проекту Cargo Sous Terrain (CST); это транспортная система для подземных грузоперевозок (в т. ч. беспилотными автомобилями).

Российский автопром тоже не стоит на месте. «КамАЗ» с 2020 года использует беспилотный грузовик, перевозящий кабины машин между производственными площадками. Он оснащен четырьмя типами сенсоров — радарами, лидарами, сонарами, камерами. Вместе они обеспечивают точную навигацию.

Столичная компания «ЭвоКарго» успешно поставляет автономные грузовики предприятиям и складским комплексам. Беспилотники давно работают на площадке «Татнефти» в Альметьевске и на Магнитогорском металлургическом комбинате. Эти же грузовики тестирует Wildberries — на одном из подмосковных распределительных центров товары перевозит техника без водителей.

Эксперты оценивают перспективы автономной перевозки очень оптимистично. Беспилотные грузовики быстрее добираются в пункты назначения, выбрасывают меньше вредных веществ, снижают риски аварийных ситуаций. Считать функцию автопилота более опасной, чем водитель, нет никаких оснований.

Похожие Записи