Грузовые автомобили через 10 лет — какими они будут?

Пять лет назад электрические грузовики проезжали не более 250 км. Предполагалось, что через 5-6 лет они будут способны преодолеть до 500 км. Эти предсказания сбылись, что подтверждают производители по всему миру — Tesla, Renault, Scania и другие.

Во что превратятся современные грузовики еще через 10-15 лет? Пройдемся по современным технологиям и попробуем представить, каким будет грузовой автомобиль. Для этого рассмотрим пять актуальных тенденций, которым следуют производители.

Снижение массы грузовика

Чем ниже собственный вес автомобиля, тем выше его грузоподъемность в рамках разрешенной полной массы. А чем больше груза доставит перевозчик, тем больше прибыли он получит.

В целях облегчения грузового транспорта производители заменяют привычную сталь на сплавы алюминия — в топливных баках, колесах, элементах подвески, крепежных деталях. Капоты, детали кабины, обтекатели изготавливают из прочного стеклопластика.

Ожидается, что в грузовиках появится даже карбон, пока встречающийся только на спортивных автомобилях.

Кстати, теряют вес не только кабины. Легче становятся и прицепы с полуприцепами, внутри которых перевозят грузы.

Улучшение аэродинамики

Известно, что выступающие части любого автомобиля ухудшают его аэродинамику, а сопротивление воздушному потоку повышает расход топлива. Учитывая, что почти треть расходов перевозчика составляют траты на горючее, легко представить, как ценен каждый литр сохраненного дизеля. Поэтому транспортные компании заинтересованы в аэродинамичных грузовиках, а производители — в том, чтобы их машины покупали. Даже если расход горючего сократится всего на 1 %, это позволит перевозчику экономить до 500 литров топлива ежегодно. Весьма впечатляющие цифры даже для скромного бизнеса.

В целях повышения аэродинамики грузовиков производители используют, например, масла пониженной вязкости или шины с минимальным сопротивлением качению. Вскоре ожидается замена механических приводов на электрические — аналогично той, что затронула легковые автомобили.

Вероятно, в грузовиках будущего не будет второго водителя — его заменит электронный автопилот. Кабина без одного сидения и спальной полки уменьшится в размерах, а водитель разместится в центре нее. Получится обтекаемая конструкция без углов и выступающих частей. Зеркала заднего вида тоже уйдут в небытие — европейские бренды уже заменяют их на мини-камеры.

Повсеместное внедрение автопилота

В будущем водитель превратится в экспедитора или менеджера по логистике. Управление грузовиком ляжет на плечи автопилота, а механическая коробка передач будет забыта — ее вытеснит АКПП, экономящая топливо за счет умных алгоритмов переключения.

Помогать электронному пилоту будут комплексы безопасности вроде распознавания объектов или экстренного торможения, а также высокоточная навигация по населенным пунктам.

Грузовик будет учитывать рельеф местности, скорость потока, сигналы светофора, дорожные знаки — кстати, в том числе с целью экономии топлива. Водитель будет выполнять посредническую функцию — следить за тем, чтобы системы работали без ошибок.

О беспилотных грузовиках сегодня говорят, однако рано всерьез это воспринимать. Подобная техника уместна в карьерах, шахтах, портах, закрытых территориях без насыщенного движения — в тех местах, где ошибки не приведут к катастрофическим последствиям с человеческими жертвами.

Расширение функциональности

Если взять самосвальную технику, то производители предлагают любопытные концепции. Так, Volvo разработала сочлененный самосвал Centaur, который быстрее выгружает породу из кузова. Второй особенностью «Кентавра» является отсоединяемая от кузова кабина. Поставить ее можно, например, на лесовоз или погрузчик.

Не стоят на месте и китайские производители. Самосвал Super Tipper, разработанный компанией Yantai Haishan, может разгружаться в любую сторону — вперед после поднятия кабины, назад после складывания рамы и по бокам после откидывания бортов.

Электрификация

Легковые и грузовые электромобили покупаются, но не очень охотно. При этом производители вынуждены адаптировать машины под ужесточающиеся экологические требования. Часть из них переориентирует производство на выпуск электрических грузовиков, другие повышают топливную эффективность дизельных аналогов. Действия брендов в ближайшие годы предсказуемы — это переход от дизеля к электричеству, водородному топливу и гибридным двигателям.

Экологически безопасные грузовики стоят дорого и не всегда оказываются эффективнее дизелей — хотя бы по запасу хода.

Зарядная инфраструктура пока не подготовлена под массовую эксплуатацию электрогрузовиков. Однако в отношении последних звучат оптимистичные прогнозы. Так, компания McKinsey ожидает, что к 2035-му году более половины вновь регистрируемых грузовиков будут иметь электропривод, а через еще пять лет их должно стать уже 85 %.

Похожие Записи