Грузовики с газовым двигателем. Особенности, плюсы/минусы, обзор моделей

Газовые автомобили набирают популярность везде, и Россия — не исключение. Это объясняется дешевизной топлива, экономичностью его расхода, тенденциями на снижение выбросов в атмосферу выхлопов от машин с дизельными ДВС.
«Газификация» наблюдается и в индустрии грузовых автомобилей. Рассказываем о ситуации на рынке, актуальных тенденциях и экологичных моделях, которые можно встретить в России.

Текущая обстановка

Четыре года назад Правительство РФ утвердило программу развития рынка газомоторного топлива с финансированием в размере 19,3 млрд рублей. В рамках реализации проекта за ближайшие два года число газовых станций для заправки увеличилось до 896 штук. С августа 2022 года затраты предприятий на переоборудование грузовиков на метан наполовину субсидируются государством.

Газобаллонное оборудование в РФ изготавливается под пропан и метан. Последний чаще используют на грузовиках в качестве топлива, т. к. он экологически чище и менее взрывоопасен. Потребление метана в автомобильном транспорте ежегодно увеличивается на 10-15 % (с 2020-го года).

Топливом для тягачей выступает природный газ в компримированном (КПГ) или сжиженном (СПГ) виде. Реже используется сжиженный нефтяной газ (СНГ), т. к. сфера применения у него не такая обширная, как у СПГ.

Продажи газовых грузовиков в России пока сложно назвать впечатляющими. Если в 2022 году было продано 1082 тягача, то в 2023 — всего 429. Связано это с международными санкциями.

Преимущества газовых грузовиков

Три главных достоинства:

Экономия топлива.

Расход природного газа выше, нежели привычного топлива, но это сполна окупается его дешевизной. Кстати, СПГ не бывает летним или зимним, в отличие от дизеля.

Экологическая безопасность.

Метан дает очень чистый выхлоп. Также грузовики, работающие на СПГ, не образуют сажу, дают меньше дыма и токсичных веществ.

Бесшумность работы.

Нельзя сказать, что газовый мотор совсем не производит звуков, однако он на порядок тише дизельного.

Увы, техника не лишена недостатков. Главным из них называют необходимость постоянного контроля уровня газа. Объясняется это неразвитостью сети заправочных станций в РФ. В перевозках между регионами газовый грузовик пока не является лучшим вариантом — маршрут приходится планировать с учетом остановок на дозаправку.

Обзор моделей

Техника, работающая на сжиженном газе, выпускается российскими производителями. Например, в линейке «КамАЗа» есть модель 5490 NEO, выпущенная в 2021 году. На модель устанавливается мотор китайской фирмы Weichai, рассчитанный на метан. Стоит новый газовый КамАЗ 5490 NEO сегодня около 9 млн рублей.

Пять лет назад в России и Беларуси появился МАЗ 643228 «Простор». Он также оснащен китайским мотором Weichai, развивающим мощность 423 л.с. Стоимость нового грузовика сегодня — порядка 8 млн рублей.

Китайские производители не только поставляют в РФ двигатели, но и продвигают свою продукцию. Газомоторный сегмент грузовиков представлен, например, брендом Dayun, модели которого по цене чуть дороже «КамАЗов». Грузовики CGC 4250 и CGC 4253 развивают мощность менее 500 л.с., а стоят в пределах 10 млн рублей.

В 2021 году Китай презентовал самый мощный на тот момент газовый грузовик. Им стал продукт Sinotruk Group — Huanghe X7. Модель оснащалась двигателями объемом 15 л, мощность которых составляла 500 и 530 л.с.

Индустрия газовых грузовиков в России может развиваться хорошими темпами. Этому способствуют доступность и дешевизна безопасного топлива, а также заинтересованность граждан и власти в сохранении экологии. Чтобы газовые грузовики чаще появлялись на дорогах страны, необходимо расширять заправочную сеть, увеличивать предложение на рынке и понижать стоимость транспорта.

 

Похожие Записи